Проблемы своевременного выявления семейного неблагополучия. Административная и уголовная ответственность виновных за неисполнение и ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних.

31.12.2016 17:49

Проблемы своевременного выявления семейного неблагополучия. Административная и уголовная ответственность виновных за неисполнение и ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних.

 

“Дети – это наша старость. Правильное воспитание — это наша счастливая старость, плохое воспитание-это, будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной”.

 

              А. С. Макаренко

 

 

Семья — это основа социализации личности. От социального климата в семье зависит процесс развития ребенка, усвоение им общественных норм и культурных ценностей.

В силу части 2 ст.38 Конституции РФ забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей.

Согласно действующему законодательству за неисполнение и ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей родители могут быть привлечены к различным видам юридической ответственности: административной, гражданско-правовой, семейно-правовой и уголовной.

Проблема раннего выявления семейного неблагополучия является актуальной и значимой в системе профилактической работы с семьей по защите прав и интересов несовершеннолетних. Чем раньше начинается профилактика и социальная поддержка конкретной семье, тем больше шансов у ребенка остаться с родителями. Семейное  неблагополучие безусловно  является одной из главных причин, влияющих на состояние правонарушений среди подростков, на безнадзорность детей.   Выявление неблагополучных семей на ранней стадии и проведение профилактической работы– главная задача органов и учреждений системы профилактики.  К неблагополучным семьям относятся те, где имеются дефекты воспитания, обесцениваются семейные функции, ведется антисоциальный образ жизни.

В соответствии с положениями Федерального закона № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», принятого Государственной Думой 21.05.1999 г. органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводят индивидуальную профилактическую работу — деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий; осуществляют профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, которая включает в себя систему социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.

Основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:

предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;

обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;

выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.

В систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования (далее — органы, осуществляющие управление в сфере образования), органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждения уголовно-исполнительной системы (следственные изоляторы, воспитательные колонии и уголовно-исполнительные инспекции).

Согласно требованиям статьи 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», приказа Генерального прокурора РФ от 26.11.2007 № 188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи» целью надзора является обеспечение реального исполнения законодательства об охране прав и законных интересов несовершеннолетних, защита их прав во всех сферах жизни общества и государства.

Полноценная реализация права на воспитание и заботу – важнейшая предпосылка гармоничного развития личности ребенка, условие его социализации, залог успешного будущего. Вот почему его охрана административными и уголовно-правовыми средствами необходима и обоснована.

Своевременное обращение внимания на имеющиеся признаки семейного неблагополучия  медицинскими работниками (патронажными сестрами,  участковыми педиатрами), участковыми уполномоченными полиции, педагогами дошкольных и общеобразовательных организаций и неукоснительное соблюдение ими требований ст. 9 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» позволило бы избежать серьезных негативных последствий.

Обязанности родителей и иных законных представителей определяются правами и интересами ребенка. Родители обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии ребенка.

Административная ответственность за неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по их содержанию и воспитанию предусмотрена ст.5.35 КоАП РФ.  Однако, понятие надлежащего, либо, напротив, ненадлежащего исполнения обязанностей по воспитанию ребенка, является оценочным и зависит от конкретных обстоятельств.

Неуменение и нежелание своевременно увидеть признаки семейного неблагополучия и сообщить о них в органы, уполномоченные составлять протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.5.35 КоАП РФ, может повлечь за собой усугубление ситуации в семье, дальнейшее развитие негативных последствий с возбуждением уголовного дела по ст.156 УК РФ.

Анализ уголовных дел, возбужденных в отношении родителей (иных законных представителей) по ст. 156 УК РФ свидетельствует о том, что зачастую факты семейного неблагополучия (жестокого обращения) со стороны органов и учреждений системы профилактики не выявлялись, указанные родители, несмотря на свое противоправное поведение в отношении детей, ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию, содержанию и обучению несовершеннолетнего ребенка,  к административной ответственности не привлекались.

Только лишь после явных признаков физического насилия, фактов, повлекших экстренную госпитализацию ребенка в учреждение здравоохранения с запущенными заболеваниями, выражающимися  в том числе в отставании в физическом, психическом и умственном развитии, решаются вопросы об изъятии ребенка из угрожающей жизни обстановки и возбуждении  уголовного преследования по указанной статье.

Семейное неблагополучие, связанное с жестоким обращением с детьми, в большинстве случаев не является спонтанным, ему предшествует ряд таких факторов,  как алкоголизация и наркомания родителей,  условия жизни и воспитания самих родителей, семейное насилие.

Имеют место факты, когда образовательными организациями не придается надлежащего значения сообщениям родственников или других лиц об имеющихся фактах неоднократного применения насилия к ребенку в семье, не принимаются своевременные меры в соответствии с требованиями ст.9 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Именно семейное неблагополучие является предпосылкой разных деформаций процесса социализации личности ребенка, что проявляется, в конечном счете, в безнадзорности либо беспризорности несовершеннолетних. Практика показывает, что легче сделать все возможное, чтобы ребенок не попал в угрожающую для его жизни и здоровья ситуацию, чем вернуть его к нормальной жизни.

Таким образом, своевременное привлечение родителей (законных представителей) к административной ответственности по ч. 1 ст.5.35 КоАП РФ, а также более жесткий социальный контроль и неравнодушие общества, являются важнейшими превентивными мерами, направленными на недопущение совершения в отношении детей     преступных посягательств, а также нормальное и здоровое функционирование института семьи в целом.