Обращение депутатов МС ВМО СПб МО №54 к депутатам ЗАКСа СПб по вопросу изменения порядка формирования бюджетов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга

17.11.2020 14:57

Файлы для загрузки

 

Уважаемый Вячеслав Серафимович!

Уважаемый Игорь Владимирович!

Уважаемый Юрий Васильевич!

 

Выражаем солидарную обеспокоенность с позицией большинства внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга в связи с ожидаемыми последствиями изменения порядка формирования бюджетов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга (Приложение 1).

Считаем необходимым скорректировать нормативы отчислений доходов в бюджеты внутригородских муниципальных образований с целью недопущения сокращения поступления налоговой составляющей в бюджеты внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга.

Просим поручить Комитету по финансам Правительства Санкт-Петербурга изыскать возможность повышения единого и дополнительного нормативов отчислений доходов в бюджеты внутригородских муниципальных образований от НДФЛ до уровня обеспеченности бюджета за предыдущие годы, либо в качестве части источников формирования местных бюджетов включить налог на имущество, налог на совокупный доход, доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства, штрафы, санкции, возмещение ущерба. Просим поддержать инициативу глав муниципальных образований от 05.11.2020 г. № 01-13/482 (Приложение 2).

Просим выступить в защиту прав Ваших избирателей на благоприятную среду обитания и выразить их интересы при принятии решений, определяющих возможность улучшения качества их жизни.

В целях наиболее широкого рассмотрения вопросов, касающихся работы внутригородских муниципальных образований, считаем целесообразным приглашать на заседания рабочих групп и профильных комитетов по данным вопросам, представителей Советов внутригородских муниципальных образований.

 

Приложение 1

Пояснительная записка

В настоящее время в г. Санкт-Петербурге Губернатором Санкт-Петербурга обнародован Закон Санкт-Петербурга от 23.09.2020 г. № 419-94 «О межбюджетных трансфертах бюджетам внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга из бюджета Санкт-Петербурга» и, в Законодательном собрании Санкт-Петербурга, идёт процесс утверждения бюджета Санкт-Петербурга на 2021 г., плановый период 2022-2023 гг. Согласно п. 12 Порядка определения объема и распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга при составлении и (или) утверждении бюджета Санкт-Петербурга по согласованию с представительными органами муниципальных образований может быть полностью или частично заменена дополнительными нормативами отчислений в местные бюджеты от установленного для этих целей источника доходов местных бюджетов. В качестве указанного источника доходов ко второму чтению проекта закона Санкт-Петербурга «О бюджете Санкт-Петербурга на 2021 год и на плановый период 2022, 2023 годов» будет предложен налог на доходы физических лиц (НДФЛ).

Представительным органам внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга было предложено выбрать один из двух новых вариантов формирования местных бюджетов. В соответствии с первым вариантом бюджет внутригородского муниципального образования будет состоять из общего расчетного объема дотаций, формируемого из суммы дотаций, заменяемой дополнительным и нормативами отчислений от налогового источника доходов и суммы предоставляемых дотаций. Согласно второму варианту бюджет внутригородского муниципального образования будет формироваться из отчислений от НДФЛ с примененными нормативами отчислений в местные бюджеты на 2021 год (единый норматив и дополнительный норматив отчисления в местные бюджеты) и предоставляемой дотации из бюджета Санкт-Петербурга на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований. При этом потери местного бюджета в связи с получением средств по дополнительному нормативу отчислений от НДФЛ ниже расчетного объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований из бюджета Санкт-Петербурга не компенсируются.

В предыдущие годы источники доходов внутригородских муниципальных образований имели развернутую структуру, состоящую из таких статей как: налоги на совокупный доход, доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства, штрафы, санкции, возмещение ущерба и проч., что позволяло не так остро реагировать на колебания в экономике Российской Федерации и мира в целом, а также сохранять местному самоуправлению самостоятельность в пределах своих полномочий. Переход на дотационную систему, а также при принятии средств местным бюджетом по дополнительному нормативу отчислений от НДФЛ ставит внутригородские муниципальные образования в прямую зависимость от глобальных и локальных экономических колебаний.

Рассмотрим сложившуюся ситуацию на примере Внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга Муниципальный округ № 54 (Приложение 1 к пояснительной записке). В соответствии с первым предложенным Комитетом Финансов Санкт-Петербурга Правительства Санкт-Петербурга вариантом, бюджет муниципального образования формируется из общего объема дотаций (90 175,8 тыс. руб.), включающего в себя сумму дотаций, заменяемую дополнительными и нормативами отчислений от налогового источника доходов (66 170,7 тыс. руб.) и суммы предоставляемых дотаций (24 005,1 тыс. руб.), а также отчисления в местный бюджет по единому нормативу (1 277,64 тыс. руб.). Итого по первому варианту получаем отчисления в местный бюджет в размере 91 453,44 тыс. руб. Для расчета второго варианта формирования местного бюджета из формы 5-НДФЛ берем общую сумму удержанного налоговыми агентами налога на доходы физических лиц за 2019 г. (425 879,702 тыс. руб.), сумму предоставляемых дотаций (24 005,1 тыс. руб.), а также нормативы отчисления в местный бюджет (всего – 15,5, в т.ч единый норматив – 0,3, дополнительный норматив – 15,2). Находим значения отчислений в местный бюджет по каждому из нормативов: всего — 66 011,35 тыс. руб., в т.ч. по единому нормативу – 1 277,64 тыс. руб., по дополнительному нормативу – 64 733,7 тыс. руб. Вычисляем сумму отчислений в местный бюджет согласно второму варианту (сумма предоставляемых дотаций и отчисления в местный бюджет по нормативу) получаем 90 016,45 тыс. руб. Доходная часть бюджета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга за 2019 год составила 143 205,5 тыс. руб. При сравнении полученных расчётным путем цифр с доходной частью бюджета 2019 г. в соответствии с первым вариантом недополучение средств составляет 53 029,7 тыс. руб., что соответствует 36,14%, в соответствии со вторым вариантом потери бюджета составят 53 189,05 тыс. руб., что составляет 37,14 %. В целом по Санкт-Петербургу внутригородские муниципальные образования лишатся до 70 % местного бюджета.

Переход на новую систему формирования местного бюджета препятствует реализации Указа Президента Российской Федерации № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 годы» от 7 мая 2018 года в области поддержки малого и среднего предпринимательства и поддержке индивидуальной предпринимательской инициативы и делает затруднительным исполнение Закона Санкт-Петербурга от 23.09.2009 № 420-79 «Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге» в содействии развитию малого бизнеса на территориях муниципальных образований при осуществлении полномочий по решению вопросов местного самоуправления,  которые входят в перечень вопросов местного значения муниципальных образований. Также усматриваются элементы противоречий Федеральному закону от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». При формировании бюджета внутригородских муниципальных образований путем поступления налогов от малого и среднего предпринимательства, потенциал для решения вопросов муниципальных округов напрямую зависел от количества привлеченных на территорию округа предпринимателей. Внутригородским муниципальным образованиям было целесообразно стимулировать создание комфортной среды для бизнеса, что обеспечивало перспективы наполнения местного бюджета, для обеспечения граждан комфортной средой обитания. Ежегодно на территории внутригородских муниципальных образований реализовывались муниципальные программы, целью которых являлось сбалансированное развитие малого бизнеса и потребительского рынка в целях максимально полного удовлетворения возрастающих потребностей населения, активизация развития субъектов малого предпринимательства, создание форм организации и обслуживания населения предприятиями торговли и бытовых услуг, обеспечение прав граждан на безопасность и качество товаров, усиление прав потребителей. Аналогичным образом обстоит дело с поступлениями средств в местный бюджет от штрафов, в том числе в части штрафов, выявляемых самими муниципальными образованиям, отмена приведет к устранению контроля административных правонарушений на территории муниципальных округов и отсутствию профилактики этих правонарушений, является подрывом принципа о неотвратимости наказания, что в последствии приведет к росту правонарушений на территории муниципальных образований. При переходе на новую систему формирования местного бюджета теряется мотивационная составляющая реализации муниципальных программ, что приведет к не эффективной реализации стратегических задач развития Российской Федерации.

Широкая налоговая база обеспечивала самостоятельность внутригородских муниципальных округов и делала независимым и демократичным процесс принятия решений при управлении муниципальным округом. Граждане, поживающие на территории муниципальных образований, могли видеть результат работы своих налогов именно в их округе, имели возможность контролировать что налоги шли на благоустройство, реализацию социальных программ, а в результате реформы формирования бюджетов процесс движения налогов становится менее прозрачен и понятен. Дотационная система формирования местного бюджета ставит внутригородские муниципальные округа в прямую зависимость от решения городских властей. В предлагаемых изменениях в способ формирования бюджетов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга, усматриваются признаки противоречия ст. 12 Конституции Российской Федерации в связи с ограничением самостоятельности местного самоуправления.

В ситуации существенного сокращения объема бюджетных средств, внутригородским муниципальным образованиям представляется невозможным исполнение полномочий по предметам местного значения в полном объёме, главным образом по благоустройству и реализации социально значимых программ, что негативным образом отразится на качестве жизни людей на территориях внутригородских муниципальных образований, и, как следствие, на качестве жизни в Санкт-Петербурге в целом.

Просим поручить Комитету по финансам Правительства Санкт-Петербурга изыскать возможность повышения единого и дополнительного нормативов отчислений доходов в бюджеты внутригородских муниципальных образований от НДФЛ до уровня обеспеченности бюджета за предыдущие годы, либо в качестве части источников формирования местных бюджетов включить налог на имущество, налог на совокупный доход, доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства, штрафы, санкции, возмещение ущерба. Просим поддержать инициативу глав муниципальных образований от 05.11.2020 г. № 01-13/482 (Приложение 2).

Просим выступить в защиту прав Ваших избирателей на благоприятную среду обитания и выразить их интересы при принятии решений, определяющих возможность улучшения качество их жизни.

В целях наиболее широкого рассмотрения вопросов, касающихся работы внутригородских муниципальных образований, считаем целесообразным приглашать на заседания рабочих групп и профильных комитетов по данным вопросам, представителей Советов внутригородских муниципальных образований.