Справка № 15 от 14 апреля 2015 года проверки осуществления органами местного самоуправления в Санкт-Петербурге отдельных государственных полномочий.

20.04.2018 19:20

Главе местной администрации
муниципального образования
муниципальный округ № 54

А.В. Девяткину
Дальневосточный пр., д. 42,
Санкт-Петербург,
192230

Справка № 15 от 14 апреля 2015 года
проверки осуществления органами местного самоуправления в Санкт-Петербурге
отдельных государственных полномочий
В соответствии с распоряжением Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга (далее — Комитет) от 14.01.2014 № 01-р «Об утверждении плана-графика проведения проверок деятельности органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге по осуществлению отдельных государственных полномочий Санкт-Петербурга в 2014 году», проведена плановая проверка без выезда на место соблюдения требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации и Санкт-Петербурга, связанных с осуществлением органом местного самоуправления отдельных государственных полномочий Санкт-Петербурга.

Дата проверки: с 16.03.2015 по 25.03.2015
Наименование органа местного самоуправления: местная администрация муниципального образования № 54 (далее — МА МО № 54).
Должностные лица Комитета, проводившие проверку: Жукова Надежда Геннадьевна — главный специалист отдела контроля осуществления деятельности по опеке и попечительству Управления по опеке и попечительству Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга, на основании удостоверения №1 на право проведения проверки органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге от 16.01.2015.
Реквизиты проверяемого органа местного самоуправления: адрес юридический (фактический): 193230, Санкт-Петербург, Дальневосточный пр., дом 42. Телефон/факс (812) 447-81-13. Электронный адрес: ms54@list.ru.
Тематика (предмет) проверки: «Деятельность органа местного самоуправления в Санкт-Петербурге по исполнению отдельных государственных полномочий Санкт-Петербурга по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних граждан».
Документы, справки, информация, представленные для проведения проверки:
отчет об исполнении отдельных государственных полномочий Санкт-Петербурга по опеке и попечительству за 2014- 2015 года;
копия журнала первичного учета детей, оставшихся без попечения родителей;
копия журнала учета детей, усыновленных (удочеренных) гражданами Российской Федерации (2014-2015 года) — не представлена;
копия журнала учета граждан, обратившихся в орган опеки и попечительства с просьбой дать заключение о возможности быть опекуном (попечителем) несовершеннолетнего гражданина или назначить опекуном (попечителем) несовершеннолетнего гражданина;
копия журнала учета кандидатов в усыновители, опекуны, попечители, приемные родители (2014-2015 года);
копия журнала учета детей, находящихся в семьях, в которых родители своими действиями или бездействием создают условия, представляющие угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующие их нормальному воспитанию и развитию;
личные дела несовершеннолетних подопечных, состоящих на учете в МА МО №54 — выборочно;
разрешения органа опеки и попечительства на изменение имени и/или фамилии несовершеннолетнего, а также документы, на основании которых приняты решения за 2014-2015 года — выборочно;
документальные материалы в отношении семей, оказавшихся в социально опасном положении — выборочно;
согласия органа опеки и попечительства на заключение трудовых договоров с учащимися, достигшими возраста четырнадцати лет, а также документы, на основании которых приняты данные решения в 2014-2015 годах — выборочно;
заключения МА МО №54, выданные по месту жительства граждан, о возможности быть усыновителями, опекунами (попечителями) или приемными родителями, а также документы, на основании которых подготовлены данные заключения в 2014-2015 годах — выборочно;
копии документов, на основании которых органом опеки и попечительства подготовлены заключения о возможности временной передачи детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации — выборочно;
документальные подтверждения информирования населения округа через средства массовой информации (печатные издания) о формах устройства детей, оставшихся без попечения родителей, и о возможности граждан стать усыновителями, опекунами, попечителями, приемными родителями — не представлены;
муниципальные правовые акты (постановления) — выборочно.
События, факты, деятельность органа опеки и попечительства муниципального образования Санкт-Петербурга по предмету проверки. Выявленные нарушения и замечания к деятельности органа опеки и попечительства муниципального образования Санкт-Петербурга:
1. В нарушение требований Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.03.2000 № 275 «Об утверждении правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства» (далее — Постановление Правительства РФ от 29.03.2000 № 275).
1.1. Информирование населения округа через средства массовой информации (например, по средствам опубликования в печатных изданиях статей) о возможности усыновить, оставшегося без попечения родителей, порядке усыновления, не осуществляется (печатные издания с интересующей информацией к проверке не представлены).
2. В нарушение требований Постановления Правительства РФ от 18.05.2009 №423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан».
2.1. Правил подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 №423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» — (далее — Постановление Правительства РФ от 18.05.2009 №423).
2.1.1. Информирование населения округа через средства массовой информации (например, по средствам опубликования в печатных изданиях статей) о возможности стать опекуном ребенка (детей), оставшегося без попечения родителей, порядке установления опеки, не осуществляется (печатные издания с интересующей информацией к проверке не представлены).
3. В замечание к исполнению требований Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»:
3.1. Статьи 7, 24:
надзор за деятельностью опекуна, а также контроль сохранности имущества несовершеннолетней подопечной …………….., 2013 года рождения, в полной мере не осуществляется.
Так, в личном деле подопечной документы о перемене взыскателя и получении алиментов отсутствуют. Кроме того, в отчете опекуна о хранении, использовании и управлении имуществом подопечного за 2014 год, сведения о получении алиментов и их сумма отсутствуют.
В деле имеется заявление опекуна от …….2015 о том, что она отказывается производить замену взыскателя и взыскивать алименты с матери подопечной лишенной родительских прав, ввиду того, что последняя совершила тяжкое преступление в отношении своей дочери и отбывает наказание в местах лишения свободы.
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с п. 2 ст. 71 Семейного кодекса Российской Федерации (далее — СК РФ) лишение родительских прав не освобождает родителя от обязанности содержать своего ребенка, суд в соответствии с п. 3 ст. 70 СК РФ при рассмотрении дела о лишении родительских прав решает и вопрос о взыскании алиментов на ребенка.
При лишении родительских прав одного родителя и передаче ребенка на воспитание другому родителю, опекуну или попечителю либо приемным родителям алименты взыскиваются в пользу этих лиц в соответствии со ст. ст. 81 — 83, п. 1 ст. 84 СК РФ.
Согласно статье 148 СК РФ дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право на причитающиеся им алименты.
Одновременно разъясняем, что в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» к полномочиям органов опеки и попечительства относится оказание помощи опекунам и попечителям несовершеннолетних граждан в реализации и защите прав подопечных.
4. Главой МА МО №54 подготовлено и направлено в компетентные органы письмо от ……. 2014 №……. о согласии на отчуждение жилой площади, в которой проживает подопечная ………, 2003 года рождения.
Полагаем необходимым в подобных случаях издавать муниципальный правовой акт (постановление).
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава местной администрации муниципального образования в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами Санкт-Петербурга, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами муниципального совета муниципального образования, принимает решения и издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации.
5. МА МО №54 оформлено заключение о возможности временной передачи ребенка (детей) в семью гражданина ………. от ………..2014 №………… (далее — заключение от………..№………….).
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с требованиями Правил временной передачи детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.05.2009 № 432 «О временной передаче детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации» (далее — Правила) орган опеки и попечительства в течение 5 рабочих дней со дня получения документов, предусмотренных пунктом 10 Правил: проводит проверку представленных документов и устанавливает отсутствие обстоятельств, указанных в пункте 9 Правил.
В случае если при проведении обследования условий жизни гражданина выявлены обстоятельства, которые создают или могут создать угрозу жизни и здоровью ребенка, его физическому и нравственному развитию либо нарушают или могут нарушать его права и охраняемые законом интересы, орган опеки и попечительства вправе дополнительно в письменной форме запросить у гражданина, в том числе копии документов, подтверждающих право пользования или право собственности гражданина на жилое помещение, в котором будет временно находиться ребенок.
Если жилое помещение, в котором будет временно находиться ребенок (дети), не является местом жительства гражданина, орган опеки и попечительства по месту жительства гражданина направляет в орган опеки и попечительства по месту пребывания гражданина либо выдает на руки гражданину запрос об оформлении акта обследования условий жизни гражданина по месту его пребывания.
В ходе проверки документальных материалов, на основании которых было принято решение и оформлено заключение от ……. 2014 №………, установлено следующее.
………. зарегистрирован постоянно на территории муниципального образования № 54. Проживает со своей женой ………… на территории муниципального образования Московская застава.
В МА МО №54 был представлен акт обследования условий жизни гражданина, постоянно проживающего на территории Российской Федерации, оформленный органом опеки и попечительства местной администрацией муниципального образования Московская застава (далее — МА МО Московская застава) …….2014, несмотря на то, что заявление ……….. о выдаче заключения органа опеки и попечительства о возможности временной передачи ребенка (детей) в семью поступило в МА МО №54 ………2014 (вх. №……….).
Из акта обследования условий жизни гражданина, постоянно проживающего на территории Российской Федерации, МА МО Московская застава от ………..2014 следует, что в квартире заявитель проживает по договору найма от ……..2013 №…….. Однако дата прекращения договора найма отсутствует. Кроме того, в материалах дела копия договора отсутствует.
Таким образом, установить дату (период) пребывания гражданина, а далее и ребенка (детей) в данном жилом помещении не представляется возможным.
При этом обследование условий жизни гражданина по месту его постоянного жительства МА МО №54 проведено не было.
Обращаем Ваше внимание, что заключение о возможности временной передачи ребенка (детей) в семью гражданина, действительно в течение 2 лет со дня его подписания.
Также в ходе проверки установлено, что ………… в МА МО №54 представлена копия только страницы с его персональными данными паспорта гражданина Российской Федерации. Однако в соответствии с требованиями подпункта «а» пункта 10 Правил гражданин, желающий получить заключение органа опеки и попечительства о возможности временной передачи ребенка (детей) в свою семью, представляет в орган опеки и попечительства по месту своего жительства или пребывания копию паспорта (а не страницы).
В связи с вышеизложенным, полагаем необходимым при оформлении заключения о возможности временной передачи ребенка (детей) в семью гражданина, постоянно проживающего на территории Российской Федерации, проводит тщательную проверку представленных документов и устанавливать отсутствие обстоятельств, препятствующих оформлению заключения.
Обобщенная информация по тематике (предмету проверки), выводы о результатах проверки.
В ходе проверки МА МО №54 округ выявлены нарушения:
— пункта 3(1) Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.03.2000 № 275;
— пункта 3 Правил подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 №423.
Несмотря на выявленное нарушение, следует отметить высокий уровень профессионализма специалистов МА МО №54, исполняющих отдельные государственные полномочия Санкт-Петербурга по опеке и попечительству, а также эффективность работы, добросовестное отношение и не формальный подход к исполнению своих должностных обязанностей.
В результате проверки установлено, что к деятельности МА МО №54 округ имеются замечания:
— в части исполнения Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ (ненадлежащий надзор и контроль деятельности опекуна по осуществлению сохранности имущества несовершеннолетнего подопечного, а также оказания помощи опекуну несовершеннолетнего гражданина в реализации и защите прав подопечного);
— в части отсутствия нормативного правового акта при принятии решения по вопросу, связанному с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;
— в части оформления заключения о возможности временной передачи ребенка (детей) в семью гражданина, постоянно проживающего на территории Российской Федерации.
В ходе проверки не выявлены нарушения по следующим вопросам:
— соблюдения требований законодательства Санкт-Петербурга по вопросу кадрового обеспечения специалистов, исполняющих отдельные государственные полномочия Санкт-Петербурга по опеке и попечительству;
соблюдения требований законодательства Санкт-Петербурга по вопросу предоставления в Комитет отчетов об осуществлении отдельных государственных полномочий и сроках представления муниципальных правовых актов, информации и документов, связанных с осуществлением отдельных государственных полномочий;
— соблюдения порядка выдачи органом опеки и попечительства согласия на заключение трудового договора с учащимся, достигшим возраста четырнадцати лет; 
— соблюдения порядка выдачи органом опеки и попечительства заключения органа опеки и попечительства, выданного по месту жительства гражданина, о возможности гражданина быть усыновителем, опекуном (попечителем) или приемным родителем;
— соблюдения порядка проведения органом опеки и попечительства обследования условий жизни ребенка, составления акта обследования и выдачи заключения при рассмотрении споров, связанных с воспитанием детей.
На основании вышеизложенного МА МО №54 необходимо:
1. Нарушение требований действующего законодательства и замечания Комитета проанализировать, принять меры для их устранения в дальнейшей работе.
2. В срок до 18.05.2015 проинформировать Комитет о проделанной работе, с приложением документов, подтверждающих устранение нарушения.

Скачать (rtf, 303.1 Кб)