Акт № 03 от 04.07.2017 г. проверки осуществления органами местного самоуправления в Санкт-Петербурге отдельных государственных полномочий.

20.04.2018 19:22

УТВЕРЖДАЮ

АКТ № 03
проверки осуществления органами местного самоуправления в Санкт-Петербурге
отдельных государственных полномочий
В соответствии с распоряжением Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга (далее — Комитет) от 25.01.2017 № 22-р «Об утверждении плана-графика проведения проверок деятельности органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге по осуществлению отдельных государственных полномочий Санкт-Петербурга и деятельности санкт-петербургских бюджетных учреждений центров для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Центров содействия семейному воспитанию» в сфере опеки и попечительства в 2017 году» проведена плановая выездная проверка соблюдения обязательных требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации и Санкт-Петербурга, связанных с осуществлением органом местного самоуправления отдельных государственных полномочий Санкт-Петербурга.
Дата проверки: 04.07.2017.
Наименование органа местного самоуправления: Местная администрация внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ №54(далее-МА МО №54).

Глава МА МО № 54 — Девяткин Александр Валентинович.

Должностные лица Комитета, проводившие проверку: Жукова Надежда Геннадьевна — главный специалист отдела координации деятельности и контроля в сфере опеки и попечительства Управления по опеке и попечительству Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга, на основании удостоверения № 28 на право проведения проверки органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге от 09.02.2017.
Проверка проводилась в присутствии должностных лиц и муниципальных служащих органа местного самоуправления:
начальника отдела опеки и попечительства МА МО № 54 — Барановой Ирины Эдуардовны.
Реквизиты проверяемого органа местного самоуправления: адрес юридический (фактический): адрес юридический (фактический): 193230, Санкт-Петербург,Дальневосточный пр., дом 42. Телефон/факс (812) 447-81-13. Электронный адрес: ms54@list.ru.
Тематика (предмет) проверки: «Деятельность органа местного самоуправления в Санкт-Петербурге по исполнению отдельных государственных полномочий Санкт-Петербурга по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних граждан».
Документы, справки, информация, представленные для проведения проверки:
отчет об исполнении отдельных государственных полномочий Санкт-Петербурга по опеке и попечительству (2016- 2017 гг.);
журнал первичного учета детей, оставшихся без попечения родителей;
журнал учета детей, усыновленных (удочеренных) гражданами Российской Федерации; журнал учета граждан, обратившихся за заключением органа опеки и попечительства о возможности быть опекуном (попечителем) несовершеннолетнего гражданина или о назначении опекуном (попечителем) несовершеннолетнего гражданина;
журнал учета кандидатов в усыновители, опекуны (попечители), приемные родители, граждан Российской Федерации;
журнал учета детей, находящихся в семьях, в которых родители своими действиями или бездействием создают условия, представляющие угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующие их нормальному воспитанию и развитию;
муниципальные правовые акты (постановления) — выборочно;
личные дела несовершеннолетних подопечных, над которыми установлена опека или попечительство — выборочно;
материалы в отношении семей, оказавшихся социально опасном положении — выборочно;
заключения, выданные по месту жительства граждан, о возможности быть усыновителями, опекунами (попечителями) или приемными родителями, а также документы, на основании которых изданы заключения — выборочно;
заключения о возможности временной передачи детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, а также документы, на основании которых изданы заключения — выборочно;
согласия органа опеки и попечительства на заключение трудовых договоров с учащимися, достигшими возраста четырнадцати лет, а также документы, на основании которых приняты решения — выборочно;
постановления об изменении фамилии и/или имени несовершеннолетнего гражданина, а также документы, на основании которых органом опеки и попечительства приняты решения — выборочно;
информирование населения округа через официальный сайт органа опеки и попечительства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и через средства массовой информации о возможности усыновить ребенка (детей), стать опекунами
(попечителями), порядке усыновления и установления опеки (попечительства).
Кадровое обеспечение деятельности: в МА МО № 54 исполнение отдельных государственных полномочий Санкт-Петербурга по осуществлению деятельности по опеке и попечительству возложено на следующих специалистов: начальника отдела опеки и попечительства Баранову Ирину Эдуардовну, главного специалиста отдела опеки и попечительства Гурына Светлану Александровну. Должность ведущего специалиста отдела опеки и попечительства — вакантна.
Штатная численность специалистов соответствует требованиям методики расчета представленной в Законе Санкт-Петербурга от 31.10.2007 № 536-109 «О наделении органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге отдельными государственными полномочиями Санкт-Петербурга по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству, назначению и выплате денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой или попечительством, и денежных средств на содержание детей, переданных на воспитание в приемные семьи, в Санкт-Петербурге».
Муниципальные служащие МА МО № 54, исполняющие отдельные государственные полномочия Санкт-Петербурга по осуществлению деятельности по опеке и попечительству, располагаются в отдельном благоустроенном кабинете. Рабочие места специалистов оборудованы персональными компьютерами и копировальной техникой, средствами телефонной связи, офисной мебелью. Условия хранения документации и личных дел, связанных с деятельностью по опеке и попечительству, имеются.
Сведения о предоставлении в Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга отчетов об осуществлении отдельных государственных полномочий и сроках представления муниципальных правовых актов, информации и документов, связанных с осуществлением отдельных государственных полномочий: МА МО № 54 в Комитет направляются своевременно отчеты, информация и документы, связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий, а также муниципальные правовые акты (постановления) по осуществлению деятельности по опеке и попечительству.
Информирование населения округа о деятельности органа опеки и попечительства осуществляется посредством: размещения в помещении муниципального образования № 54 стендов. На стендах имеются образцы заявлений, перечни необходимых документов, информация о формах устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также о возможности граждан стать усыновителями, опекунами, попечителями, приемными родителями.
Информация о формах устройства несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, а также о возможности граждан стать усыновителями, опекунами, попечителями, приемными родителями, размещается на сайте МО.
Однако информирование населения округа посредством опубликования в печатных изданиях статей о возможности усыновить, стать опекуном ребенка (детей), оставшегося без попечения родителей, порядке усыновления, установления опеки, а также об организациях, осуществляющих подготовку граждан, выразивших желание стать усыновителями, опекунами, попечителями, месте их расположения, контактных данных и режиме работы, программе подготовки, расписании занятий, в достаточной степени не осуществляется (две публикации в 2016 году), что не соответствует требованиям Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территорий Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.03.2000 № 275 «Об утверждении правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства» (далее — Постановление Правительства РФ от 29.03.2000 № 275), Правил подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 №423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» (далее — Постановление Правительства РФ от 18.05.2009 №423), Приказа Минобрнауки России от 13,03.2015 № 235 «Об утверждении Порядка организации и осуществления деятельности по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей» (далее — Приказ Минобрнауки России от 13.03.2015 № 235).

События, факты, деятельность органа опеки и попечительства муниципального образования Санкт-Петербурга по предмету проверки. Выявленные нарушения и замечания к деятельности органа опеки и попечительства муниципального образования Санкт-Петербурга:
1. Выявлено нарушение требований статьи 122 Семейного кодекса Российской Федерации, а также требований Приказа Минобрнауки РФ от 14.09.2009 № 334 «О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 423» (далее — Приказ Минобрнауки РФ от 14.09.2009 № 334):
1.1. Орган опеки и попечительства в течение трех дней со дня получения сведений о ребенке указанном в пункте 1 статьи 121 Семейного кодекса Российской Федерации не провел обследование условий жизни несовершеннолетнего гражданина и его семьи.
02.12.2016 в МА МО № 54 поступила информация о семье несовершеннолетней…………….., …… года рождения (вх. № ………..). Однако специалисты органа опеки и попечительства не провели обследования условий жизни несовершеннолетнего гражданина и его семьи в сроки, установленные законодательством. Акт обследования условий жизни несовершеннолетнего гражданина и его семьи в адрес отца ребенка не направили.
2. Выявлены нарушения требований Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее — Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ).
2.1. В МА МО № 54 обратилась с заявлением от 01.12.2016 ………, бабушка несовершеннолетней …………….., …….. года рождения, о неблагополучии в семье. Однако данное заявление надлежащим образом МА МО № 54 зарегистрировано не было. Ответ в сроки, установленные законодательством, заявителю не дан.
Также, 02.12.2016 в МА МО № 54 обратилась несовершеннолетняя …………., с просьбой о лишении родительских прав ее отца, так как он не занимается ее воспитанием, образованием и содержанием. Данное заявление зарегистрировано надлежащим образом (вх. № ……….). Однако ответ в сроки, установленные законодательством, заявителю не дан.
3. Выявлены нарушения требований статьи 18 Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (далее — Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ).
3.1. В материалах личного дела несовершеннолетнего подопечного ……………., …… года рождения, имеется «Акт» из которого следует, что у подопечного имущества подлежащего описи нет. Однако сведения о наличии суммы денежных средств, находящейся на личном счете подопечного, в «Акт» не внесены.
Обращаем Ваше внимание, что составленный органом опеки и попечительства «Акт» не предусмотрен законодательством. Согласно Федеральному закону от 24.04.2008 № 48-ФЗ органом опеки и попечительства составляется опись имущества подопечного.
4. Выявлено нарушение требований пунктов 14, 15 Правил временной передачи детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.05.2009 № 432 «О временной передаче детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации» (далее — Постановление Правительства РФ от 19.05.2009 № 432).
5.1. В ходе проверки заключения органа опеки и попечительства о возможности временной передачи ребенка (детей) в семью от…….2017 № ………, подготовленного в отношении ………, акта обследования условий жизни гражданки, а также документов, на основании которых подготовлено заключение, установлено следующее.
Из акта обследования условий жизни ……… от …….2017 № …….. следует, что гражданка совместно с членами своей семьи зарегистрирована на территории муниципального образования № 54 в однокомнатной квартире, жилой площадью 15,1 кв, м. Проживание в квартире не планируется, так как семья постоянно проживает в загородном доме Ленинградской области. Однако органом опеки и попечительства МА МО № 54 не сделан запрос об оформлении акта обследования условий жизни гражданина по месту его пребывания.
В заключении о возможности временной передачи ребенка (детей) в семью от ……..2017 № ……… сведения о том, что семья и ребенок будут проживать не по месту жительства …….. не отражены.
5. В нарушение требований пункта 5 статьи 6, пункта 2 статьи 9 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее — Федеральный закон от 24,06.1999 № 120-ФЗ):
5.1. Заключение, утвержденное руководителем органа опеки и попечительства, по результатам проведенной проверки поступившего заявления, отсутствует:
в материалах дела несовершеннолетней …………………., …….. года рождения.
Обращаем Ваше внимание, что в ходе проведения профилактической работы по безнадзорности и правонарушениям несовершеннолетних, а также с семьями, оказавшимися в социально опасном положении, или семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, по итогам обследования условий жизни несовершеннолетнего гражданина и его семьи, составляется акт обследования условий жизни несовершеннолетнего гражданина и его семьи, заключение, план профилактических мероприятий по дальнейшей работе с семьей.
5.2. Незамедлительно не проинформировали субъекты профилактики в пределах их компетенции о семье, оказавшейся социально опасном положении:
материалы дела несовершеннолетней………………., …………… года рождения. (Не проинформировали комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Невского района Санкт-Петербурга, государственное бюджетное учреждение «Комплексный центр социального обслуживания населения Невского района», компетентные органы и организации Псковской области по месту жительства отца ребенка).
6. В замечание к исполнению требований Правил осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни несовершеннолетних подопечных, соблюдения опекунами или попечителями прав и законных интересов несовершеннолетних подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами или попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 №423.
6.1. В личном деле несовершеннолетней подопечной ………………., ….. года рождения, имеется акт проверки условий жизни подопечной, соблюдения опекуном прав и законных интересов подопечной, обеспечения сохранности ее имущества, а также выполнения опекуном требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей (далее — акт проверки условий жизни подопечной) от ……2017 №……. Однако в вышеуказанном акте проверки условий жизни подопечной отсутствуют рекомендации опекуну о перемене взыскателя, оформлению алиментов и предоставлении сведений (документов) об их получении на подопечную (мать ребенка лишена родительских прав на основании решения Невского районного суда Санкт-Петербурга от ……..2017).
6.2. В личном деле несовершеннолетнего подопечного …………, ….. года рождения, акте проверки условий жизни подопечного от ……..2016 № ……..отсутствуют рекомендации опекуну о предоставлении исполнительного листа и о получении алиментов. В актах проверок условий жизни подопечного от ……..2017 № ……, от …….2017 № …… отсутствуют рекомендации опекуну о получении алиментов и предоставлении документов, подтверждающих их получение.
Обращаем Ваше внимание, что в актах проверок условий жизни подопечных должны быть заполнены все графы. При заполнении актов необходимо соблюдать форму, установленную законодательством, с учетом всех пояснений к разделам акта. Содержание актов проверок условий жизни подопечных должно быть полным и исчерпывающим, основанном, в том числе на документах, представленных опекуном (попечителем) с указанием реквизитов, представленных документов. В случае не предоставления опекуном (попечителем) необходимых документов специалистам орган опеки и попечительства для заполнения акта, данные обстоятельства и рекомендации по их предоставлению следует отражать в разделе «Выявленные нарушения й рекомендации по их устранению».
7. В замечание к муниципальному правовому акту МА МО № 54.
7.1. МА МО № 54 издано постановление от…….. 2017 № …….. «О разрешении на сдачу в аренду имущества, принадлежащего несовершеннолетней». В ходе проведения анализа постановления установлено, что несовершеннолетней подопечной ……….., …. года рождения, принадлежит на праве частной собственности комната в коммунальной квартире. Данная комната сдается физическому лицу.
Обращаем Ваше внимание, что договор аренды и договор найма жилого помещения — это договоры имущественного найма, то есть договоры, по которым имущество предоставляется за плату во временное владение и пользование.
Если жилье сдается гражданину, то заключается договор найма жилого помещения. В таком договоре собственник, сдающий жилье, именуется наймодателем, а гражданин, снимающий жилье, — нанимателем (пункт 1 статьи 671 Гражданского кодекса Российской Федерации). Юридическое лицо (организация) не может получить жилое помещение во временное владение и (или) пользование по договору найма, и в этом случае должен заключаться договор аренды либо иной договор (пункт 2 статьи 671 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В договоре аренды стороны именуются соответственно арендодателем и арендатором (статья 606 Гражданского кодекса Российской Федерации). Организация-арендатор может использовать жилье только для проживания граждан. Например, организация может арендовать квартиру для проживания в ней иногороднего работника.
Таким образом, МА МО № 54 должны издать постановление о разрешении на сдачу жилого помещения, принадлежащего несовершеннолетней, по договору найма.
5.2. МА МО № 54 издано постановление от …….2017 №….. «Об установлении опеки над несовершеннолетней……………..,……. года рождения».
В постановлении имеются ссылки на статьи 152, 153, 153.1, Семейного кодекса Российской Федерации, а также статьи 14,16 Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (далее — Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ), регламентирующие опеку или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем.
Однако в постановлении не указано на то, что опека устанавливается на возмездных условиях по договору о приемной семье.
8. В замечание к осуществлению деятельности органа опеки и попечительства МА МО № 54 в части работы с семьей, оказавшейся в трудной жизненной ситуации, и (или) социально опасном положении.
……..2016 и …….2016 в МА МО № 54 поступили обращения ……… и несовершеннолетней …………., …….. года рождения, о неблагополучии в семье, в том числе о том, что отец ………….должным образом не исполняет свои родительские обязанности, а также с просьбой лишить его родительских прав в отношении дочери.
В ходе проверки материалов дела, имеющихся в МА МО № 54, установлено, что документы, подтверждающие проведение профилактических мероприятий субъектами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, отсутствуют. Однако ……..2017 МА МО № 54 подано исковое заявление о лишении родительских прав отца ребенка.
Обращаем Ваше внимание, что инициирование вопроса о лишении родительских прав должно рассматриваться в качестве крайней меры воздействия на родителей, применяемой только в тех случаях, когда иные меры не дали результата.
9. В замечание к осуществлению деятельности органа опеки и попечительства МА МО № 54, в части осуществления контроля за условиями жизни и воспитания усыновленного ребенка.
В ходе проверки отчетов об условиях жизни и воспитания усыновленного ……………, от ……..2017, от ……..2016, от …….2015 установлено, что отчеты практически одинаковые, формальные.
Аналогичное замечание к отчетам от …….,2017, от ……..2016, от ……..2015, составленным в отношении несовершеннолетней …………….
Обобщенная информация по тематике (предмету проверки), выводы о результатах проверки.
В ходе проверки МА МО М 54 выявлены нарушения:
— статьи 122 Семейного кодекса Российской Федерации;
— пункта 2 статьи 8, пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ;
— статьи 18 Федерального закона от 24,04,2008 № 48-ФЗ;
— пункта 5 статьи 6, пункта 2 статьи 9 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ;
— пункта 3(1) Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.03.2000 №275;
— пункта 3 Правил подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 №423;
— пунктов 14, 15 Правил временной передачи детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.05.2009 № 432;
— Порядка проведения обследования условий жизни несовершеннолетних граждан и их семей, утвержденного Приказом Минобрнауки РФ от 14.09.2009 №334;
— пункта 23 Приказа Минобрнауки России от 13.03.2015 № 235.
В результате проверки установлено, что к деятельности МА МО № 54 имеются замечания:
— в части ненадлежащего исполнения требований Правил осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни несовершеннолетних подопечных, соблюдения опекунами или попечителями прав и законных интересов несовершеннолетних подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами или попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 №423;
— в части ненадлежащего осуществления контроля за условиями жизни и воспитания усыновленного ребенка;
— в части ненадлежащего осуществления деятельности по вопросу организации профилактической работы с семьей, оказавшейся в трудной жизненной ситуации и (или) социально опасном положении;
— в части ненадлежащего издания муниципального правового акта.
В ходе проверки не выявлены нарушения по следующим вопросам:
— соблюдения порядка выдачи органом опеки и попечительства согласия на изменение имени и (или) фамилии ребенка.

На основании вышеизложенного МА МО № 54 необходимо:
1. Нарушения требований действующего законодательства устранить.
2. Замечания Комитета проанализировать и принять меры для их устранения в дальнейшей работе.
3. Провести проверку всех имеющихся в органе опеки и попечительства материалов на предмет выявления аналогичных нарушений и замечаний. В случае обнаружения нарушений требований действующего законодательства, незамедлительно их устранить.
4. В срок до 11.09.2017 проинформировать Комитет о проделанной работе, с приложением документов, подтверждающих устранение нарушений.
Акт составлен на 8 (восьми) листах в двух экземплярах.
Главный специалист отдела координации деятельности и контроля в сфере опеки и попечительства Управления по опеке и попечительству Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга
Сведения об ознакомлении или об отказе в ознакомлении с актом руководителем органа местного самоуправления (должностным лицом, муниципальным служащим):
(дата, ФИО, подпись, печать)
СОГЛАСОВАНО
Начальник отдела координации деятельности и контроля в сфере опеки и попечительства Управления по опеке и попечительству Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга
P-В. Смирнова

Скачать (docx, 53.1 Кб)